«Необходимо подготовить ребят к профессиональной деятельности
– с учетом задач модернизации и инновационного развития страны.
И это – не краткосрочный проект, а наша стратегическая политика
в сфере образования»
Д.А. Медведев
Экономическое образование в школах сегодня является неотъемлемой и важной частью среднего образования. Взаимосвязь экономики с другими предметными областями позволяет создать адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность учащегося как всестороннего образованного человека и гражданина.
Предприимчивый подход является залогом успеха в самореализации личности. Все люди рождаются с творческими способностями, естественной любознательностью и изобретательностью, поэтому так важно помочь учащимся выявить эти способности еще в школе, стать им творческими личностями.
В настоящее время обучение учащихся экономике, навыкам бизнеса и предпринимательства в школе происходит преимущественно на уроках основ выбора профиля обучения, обществознания, а также через различные формы внеурочной деятельности. Однако формирование предприимчивости предполагает организацию такого типа учебного процесса, который был бы ориентирован на становление и развитие в молодых людях ключевых компетентностей.
Губернатор Пензенской области В.К. Бочкарёв поставил перед Пензенской школой стратегическую задачу – подготовить конкурентоспособных выпускников, любящих свой родной край и приумножающих его экономический потенциал, способных жить и трудиться в высокотехнологичном мире.
Одним из наиболее эффективных путей достижения этого является обучение через предпринимательство. Эта модель позволяет учащимся получить серьезный опыт и практические навыки в области бизнеса и предпринимательства. Обучение через предпринимательство достигает максимальной эффективности тогда, когда школа взаимодействует с бизнесом и сообществом, давая учащимся творческие задачи, в которых они могли бы использовать свои школьные знания в ситуации реальной жизни. Сегодня такое взаимодействие школы, бизнеса, сообщества в процессе обучения актуально. В связи с этим с 2010 года в Пензенской области реализуется проект «Обучение через предпринимательство». Данный проект вписывается в концепцию новой Пензенской школы и выступает реальным средством «погружения» учащихся в социальные и экономические проблемы региона.
Цель проекта: способствовать максимальной самореализации учащихся, успешной социализации молодежи на региональном рынке труда.
Задачи проекта:
• обучение школьников на базе реальной действительности, обеспечивая единство теории и практики;
• формирование у обучающихся компетенций, которые требуются обществу;
• становление и развитие активной и ответственной позиции ученика, самостоятельности в решении проблем;
• установление тесного взаимодействия школы, бизнеса, сообщества, обеспечивающее сознательное овладение учащимися базовыми навыками, целостным видением, социальной компетентностью, предпринимательским подходом к жизни, способностью к учёбе, готовностью успешно трудиться на благо своего региона, своей страны.
Принципы реализации проекта:
1. Активная и ответственная позиция ученика, самостоятельность в решении проблемы.
2. Метапредметность.
3. Выполнение заданий в сотрудничестве с компаниями-менторами.
Содержание проекта «Обучение через предпринимательство» направлено на развитие у школьников деловых качеств, приверженности делу и умения работать в команде, на совершенствование способностей, в которых заинтересованы сегодняшние работодатели. Помимо этого, в процессе такого обучения ученики приобретают понимание бизнеса, которое со временем позволит им начать свое собственное дело. Проект «Обучение через предпринимательство» построен так, чтобы предоставить учащимся возможность развить в себе такой подход. В реализации проекта используется потенциал предметов и учебных курсов, которые входят в традиционную школьную систему. В то же время процесс обучения кардинально отличается от традиционного. Основной принцип – стимулировать учащихся к самостоятельной работе, выполняя проекты, предполагающие взаимодействие с реальными фирмами, предприятиями. Реальные компании становятся «наставниками» для групп учеников на срок в два года. Регулярные контакты с компаниями-менторами на протяжении всего этого периода становятся стержнем обучения, позволяя учащимся соотносить теорию и практику и, благодаря этому, понять, для чего им нужны теоретические знания, получаемые в школе.
Цель обучения в рамках регионального проекта «Обучение через предпринимательство» – способствовать максимальной самореализации учащихся, развитию у обучающихся креативности, гибкости, умения работать в команде, приверженности делу, то есть тех способностей, в которых заинтересованы сегодняшние работодатели. Основной принцип обучения через предпринимательство – стимулировать учащихся к самостоятельной работе при выполнении различных практико-ориентированных проектов, предполагающих взаимодействие с реальными компаниями, разработку и реализацию социальных и экономических проектов, важных для каждого района, города, села. Регулярные контакты с представителями компании (в течение 2 лет) позволят ребятам соотносить теорию и практику, понять, для чего им нужны теоретические знания, получаемые в школе. Работа в реальной компании формирует у подростков умение брать на себя ответственность, планировать своё время, взаимодействовать с другими людьми, что позволяет им лучше понять себя.
В нашей школе данный проект начал свое действие только с января 2013 года, когда на сотрудничество было получено согласие Пензенского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
На самом первом этапе работы в рамках проекта своей целью мы определили набор и координацию группы, которая занялась бы разработкой темы проекта и его воплощением в жизнь. Выбор пал на учащихся 9 и 10 классов как наиболее взрослых и мотивированных.
По приглашению ГБОУ СПО ПО «Центр развития предпринимательских компетенций» участники проекта в период весенних каникул начнут обучение в Школе молодых предпринимателей.
Команде участников по реализации проекта следовало определить наиболее значимые с учетом специфики школы и потребностей современного общества проблемы, определить направления долгосрочной работы по проекту «Обучение через предпринимательство», принимая во внимание наличие потенциальных внешних партнёров (менторов).
Поэтому прежде чем приступить к созданию проекта и работе над ним среди учащихся среднего и старшего звеньев школы было проведено анкетирование, в результате чего выяснилось, что ребята считают наиболее перспективным направлением предпринимательской деятельности региона производство и переработку сельскохозяйственной продукции. Однако, в то же время, участники опроса отметили, что одной из основных проблем современной пищевой промышленности является ее неэкологичность. В дальнейшем команда, работающая над созданием проекта, взяла эту мысль на вооружение. Так определилась тематика проекта: «Использование современных технологий, позволяющих минимизировать возможность нанесения вреда окружающей среде».
Этот вопрос стал одним из основных на первой встрече участников проекта с О.Ю. Тоцким, председателем Пензенского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», которая состоялась 22.02.2013 года.
В настоящее время группа собирает и систематизирует информацию о работе «Фермы Тоцкого», изучает систему работы других частых предпринимателей, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции в Пензенской области, изучает современные технологии производства и переработки продукции сельского хозяйства.
Сведения о компании-менторе:
Пензенское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»
Председатель – Тоцкий О.Ю., исполнительный директор – Шмелева Т.В. (контактное лицо).
Андрес: г.Пенза, ул. Кирова 52,
тел/факс (8412) 52-31-79, +79050164407
E-mail: opora58@mail.ru